Джон Фоукес "Девять авторов, которые взорвали мне мозг"
#screed@fantasyinmyheart
Я большой фанат фэнтези и научной фантастики. В детстве я хотел быть волшебником или сумасшедшим ученым, а в идеале и тем и другим. Поэтому мне так нравится быть фитнес-тренером – параллельно борьбе с кофеиновой зависимостью, ежедневными тренировками и экспериментами с наушниками для чтения мыслей я могу предаваться фантазиям. Также я много читаю. Ребенком было время, когда я читал по две книги в неделю. Сейчас это число уменьшилось до 2 книг в месяц, я стал читать больше нон-фикшна, но в последнее время я начал уделять больше времени романам, так как список к прочтению все продолжает расти. Я могу перечислить десятки авторов, чьи произведения я прочитал с огромным удовольствием за эти годы. Но мне удалось сократить этот список до 9 авторов, которые просто взорвали мне мозг.
1. В свои 87 лет Урсула Ле Гуин стала старейшим автором в этом списке, обогнав Джина Вульфа всего на 1 год. Она выросла в семье антропологов, и в 60-х годах она была первой, кто применил в своих работах концепции антропологии, психологии и социологии. Такой подход помог ей создать уникальные и запоминающиеся миры и сделал ее одной из первых и самых знаменитых авторов фэнтези, декорации которых не ограничивались «средневековой Европой, только с магией». Ее работы затрагивают темы анархизма, таоизма, расы, пола и экологии. Забавный факт: Она ходила в одну школу с Филипом К. Диком , другим известным автором, который почти попал в этот список. Они учились в одном классе, но никогда не были знакомы. Мои рекомендации: Два ее романа особенно широко известны. Волшебник Земноморья – мифическая история взросления молодого волшебника, который учится ответственно использовать свою силу и принимать ее пределы. Левая рука Тьмы – ее самый знаменитый роман, повествующий о посланнике, отправившемся с дипломатической миссией на планету, обитатели которой не имеют определенного пола, а могут его менять. Но моя самая любимая ее работа, с которой началось наше знакомство, это не роман, а короткий рассказ всего на 4 страницы. Он называется Те, кто покидают Омелас и… Я не буду раскрывать интригу. Достаточно сказать, что это история о моральной смелости, и это одно из немногих произведений искусства, которые заставили меня прослезиться.
2. Джин Вульф, по словам других научных фантастов – «величайший писатель на английском языке среди ныне живущих» и самый недооценённый автор научной фантастики в мире. По-моему, в точку. Особенность его книг в том, что вам кажется, что вы их понимаете. Он использует незнакомые вам слова, но вы смотрите их в словаре, и, кажется, все понимаете. Человек с копьем едет на лошади через город. Все просто, да? Только оказывается, что лошадь вовсе не лошадь, копье – не копье, и ни человек, ни город не выглядят так, как вы их себе представляли. Плюс ко всему, его истории повествует ненадежный рассказчик, они переполнены многослойными метафорами и скрытыми отсылками, которые даже не заметишь при первом прочтении, а иногда и при втором. Мои рекомендации: Его наиболее известная серия «Книга Нового Солнца». Она настолько насыщенная, полная тонких намеков, тайн и метафор, что фанаты продолжают спорить об их интерпретации спустя десятки лет после выхода книги. Еще две серии книг, которые я могу порекомендовать, написаны в этой же вселенной. «Книга Долгого Солнца», в которой местом действия является корабль, где люди поклоняются команде корабля, словно Богам. «Книга Короткого Солнца» повествует о планете, впоследствии колонизированной обитателями этого корабля. По описанию это «космическая опера в стиле Звездных воин, спланированная Г.К. Честертоном в муках религиозных разговоров».
3. Чарльз Стросс Один из лучших британских фантастов «нового поколения». Его герои транслюди и постлюди, компьютерные хакеры, в теме анархии и посткиберпанка с большой долей юмора. Из всех прочитанных мной авторов, он создал, пожалуй, самые правдоподобные миры будущего. Мои рекомендации: Начните с «Детей Сатурна». Главные персонажи – анероиды, оставшиеся после вымирания человеческой расы, – пытаются создать функционирующее общество. Мне также понравились серия «The Laundry Files», о британском шпионском агентстве по защите Великобритании от Лавкрафтовых монстров. В ней ловко смешаны ужасы и шпионская тематика вместе с огромной долей комедии. Персонажи, кажется, умудряются разделить свое время поровну между офисной политикой, спасением мира и заполнением отчетов.
4. Брендон Сандерсон на самом деле очень известен, но я включил его сюда, потому что считаю его величайшим фэнтези-писателем всех времен. Он также самый продуктивный и в среднем публикует по два романа и две повести в год. Его книги отличаются продуманной магической системой с очень четкими и внутренне согласованными законами физики. Согласно «Трем законом магии» Сандерса, имея четкие ограничения возможностей магии, истории становятся более интересны тем, что побеждает самый сообразительный, а не «самый волшебный». Как и Урсула Ле Гуин, он рассуждает о том, как магия и технологии сказываются на обществе – он также один из немногих, чьи миры технологически продвинуты, а не застряли на уровне средневековья. И еще одно. Практически все, что он пишет, происходит во вселенной, которую он назвал Космер. Они все объединены предысторией, в которой бог был убит, а его силы разделены на шестнадцать частей и похищены его убийцами, которые сами стали богами и каждый захватил по планете на просторах карликовой галактики…. Ага. Впоследствии его книги пересекаются с друг другом, а также он сказал, что в последующих книгах появятся межпланетные путешествия, которые еще больше объединят миры. Всего серия, как планируется, будет насчитывать 32-36 книг и будет самой эпичной фэнтези-серией всех времен. Мои рекомендации: Боже, с чего начать? Его первый роман, Элантрис – сама по себе отличная книга и не является частью серии. Большая эпичная серия Архив Буресвета . Я прочитал первую книгу – более тысячи страниц – за три дня. Она настолько хороша. Я проверяю его вебсайт как минимум раз в месяц, чтобы узнать последние новости о третьей книге. И, конечно, Пепел и сталь . Серия, которую он начал своей второй книгой. Эволюция писателя за год просто поразительна. И как только вы закончите с оригинальной серией «Пепла и стали», можно приступать к Bands of Mourning , которая повествует – и я не шучу – о ковбоях-волшебниках.
5. Многие мои любимые авторы создают темные и морально двусмысленные миры и описывают ситуации, в которых герой вынужден принимать сложные моральные решения. Брент Уикс делает это лучше всех, и он лучший в мире умеет создавать аморальных героев. Мои рекомендации: Он написал всего две серии, и я люблю их обе. Трилогия Ночной ангел – это история наемного убийцы в мире коррумпированного и разрушающегося общества, который стал новым носителем древнего и очень мощного магического артефакта. Но она также о достойных людях, которые стараются поступить правильно в ситуациях, в которых нет правильного выхода. И иногда она о хороших людях, которые сражаются с хорошими людьми. В данный момент он пишет финальную часть к серии Светоносный , о гражданской войне между волшебниками, старыми богами и другими персонажами, о которых я не буду спойлерить, в мире, управляемом волшебниками и светомагией. Протагонист, Гэвин Гайл, действующий король, маг и священник, наглядно демонстрирует, что слова и социальные манипуляции могут быть более эффективны, чем магия. Он великий человек, который старается нести добро людям, но при этом не видит никакой проблемы в рабстве. Как я и сказал, морально неоднозначные герои.
6. Некоторые работы Томаса Леготти имеют место в выдуманных мирах, поэтому их можно причислить к фэнтези, но на самом деле он автор ужасов. Я включил его в список, потому что он самый лучший автор ужасов. Да, даже лучше чем Лавкрафт . Лавкрафт очень сильно повлиял на него, и, как Лавкрафт, он по большей части пишет короткие рассказы. Как я сказал, некоторые имеют место в выдуманных мирах, другие – в сюрреалистических параллельных вселенных, похожих на нашу, но все же отличных от нее. Некоторые его монстры позаимствованы у Лавкрафта, в некоторых историях сами миры и есть монстры. А еще – марионетки. Или монстр – марионетка, или герой чувствует себя марионеткой, или просто жуткие марионетки валяются вокруг. Марионетки – это его фишка. Вот рецензия с Амазона: «Его работы психологически тяжелые на экзистенциальном уровне, потому что то, что переживают его герои, бросает вызов установленным концепциям реальности… В результате истории действительно ужасающие». Мои рекомендации: Начните с Songs of a Dead Dreamer and Grimscribe , это его лучший сборник коротких историй. Потом Teatro Grottesco – это сборник историй, который лично меня зацепил. Если хотите прочитать что-то действительно жуткое, прочитайте The Conspiracy Against the Human Race . Это сборник его эссе, объясняющих его пессимистичную и антигуманистскую философию. Он говорит, что люди – да и любая форма жизни – всего лишь биологические марионетки под контролем генов, а реальность настолько сурова, что только самообман помогает нам сохранить рассудок. Лучшая цитата: Жизнь – это уверенный трюк, который мы должны провернуть над самими собой, в надежде ни на что не натолкнуться, не лишиться защитных механизмов и не оказаться голым перед тихой, звенящей пустотой.
7. Новичок в этом списке – Макс Гладстон, ворвался на сцену несколько лет назад со свой фэнтези-серией, вдохновленной кризисом 2008. В созданном им мире энергия магии производится живыми существами и имеет точное измерение в «томах» и используется в качестве денег. Магия также основана на контрактах, которые тщательно составляются магами с целью обмена томов на услуги. Некоторые контакты связывают на всю жизнь, некоторые просто бизнес-контракты. Иными словами, в его мире присутствуют волшебники-юристы, магические хэдж-фонды, бухгалтерский учет и магические поединки в качестве судебных разбирательств. Также там есть крутая предыстория о том, как маги взбунтовались против богов и на одном из двух главных континентов маги и волшебники заняли роль богов. Мои рекомендации: Начните с «Трех частей мертвого» – это первая книга цикла. Сюжет: бог погиб при загадочных обстоятельствах, и кредиторы опечатали его имущество. Юрист-некромант объединяется с одним из священников, чтобы расследовать смерть и защитить церковь от судебного иска и весь город от банкротства.
8. Канадский автор Стивен Эриксон в первую очередь известен своим циклом темного фэнтези Малазанская «Книга Павших» , которая, по моему мнению, является вторым самым эпичным циклом фэнтези всех времен (после Сандерсоновой Космеры). Эта серия растянута, и, честно говоря, порой очень сложно уследить за развитием событий. Она начинается с середины истории, сразу появляется множество персонажей, и основные факты о мироустройстве только вскользь упоминаются и объясняются только намного позже. Но если вы сможете пробиться через все это, оно того стоит, потому что это самый детальный и продуманный фэнтези-мир, который я когда-либо видел. Эриксон учился на археолога и антрополога, что проявляется в его книгах. Истории происходят в нескольких исторических эрах и затрагивают десятки полноценных культур. Каждая раса продумана и является человеческой — никаких гномов, эльфов и орков. Зато есть альтернативные измерения и целый пантеон богов, каждый со своим характером. Кстати, стоит сказать, что персонажи просто потрясающие. Это солдаты, политики, торговцы, шпионы, боги, беженцы и уличные преступники. Порой кажется, что это фэнтези-версия «Прослушки». Персонажи также очень часто умирают. Главные герои погибают и калечатся с завидной регулярностью, а хорошие персонажи порой шокируют своим поведением. Этот цикл определенно для взрослых и достаточно мрачноватый. Также книги полны странных и удивительных вещей, таких как летающие горы, меч, который запирает своих жертв в карманной версии ада, жуткие марионетки, бессмертный с амнезией, чувствующие растения, которые вырастают в дома с порталами в другие миры. Все это только в первых трех книгах, а их в этом цикле десять. У него также есть несколько трилогий и десятки парных романов и рассказов, с общей вселенной, некоторые из них написаны Ианом Эсслемонтом, совместно с которым эти вселенные создавались. Мои рекомендации: Каждая книга цикла — это законченная история со своей завязкой, кульминацией и развязкой, так что читать их можно в любом порядке. Плюс, написаны они не в хронологическом порядке. Но стоит сказать, что по задумке читать их лучше в той последовательности, в которой они издавались. Начните с Сада Луны — первой книги в серии. Она повествует о группе элитных спецагентов, боевых инженеров, осаждающих город, совместно с клоунами, против группы шпионов и преступников внутри осажденного города. Далее переходите к Вратам Мёртвого Дома , в которой история продолжается на другом континенте, и блестящий генерал-варвар борется с армией чокнутых религиозных фанатиков вместе с упомянутым выше бессмертным с амнезией.
9. Последняя по порядку, но не значимости, автор, чьи работы очень сложно классифицировать. Лиз Ульямс объединяет элементы фэнтези, научной фантастики, сюрреализма, импрессионизма, китайской и среднеазиатской мифологии и создает миры, которые остаются в памяти даже когда сюжет начинает забываться. Впервые я увидел ее книгу по счастливой случайности, когда я шарил по полкам в книжном и купил «Banner of Souls» просто из прихоти. Я не знаю, чего я ожидал, но получил я готический постапокалиптичный научно-фэнтезийный мир, где нанотехника населена призраками, марсианские женщины-воины охотятся на последних мужчин на Марсе, как на животных, и колдуны-ученые с Плутона планируют уничтожить остатки человечества. Мои рекомендации: Начните с той, которую я только что описал. Книга просто взорвала мне мозг. «Winterstrike» продолжает эту историю, но я еще не читал. Другая ее книга, которая мне очень нравится, это «The Poison Master». Я не знаю, как описать ее, эта книга о подмастерье ядоварителя во вселенной, которую мог придумать алхимик 16 века. И наконец, Расследование ведет в ад – первая книга в цикле о детективном инспекторе Чене. Это фэнтези-посткиберпанк. История о буддистском колдуне-детективе в будущем (конец 21 века, я думаю) в Сингапуре-3 – франшизе оригинального Сингапура. Чен в нем расследует убийства, причем весьма необычным способом – перемещаясь в Ад или в Рай, чтобы допросить мертвых.